Античная философия

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — исторически начальная форма европейской теории, которая стала ядром развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, которые возникали в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и современной Европы. Пошагова история античной философии охватывает период св. 1200 лет, с б в. до н. э. по 6 в. н.э. Географически перед нами—восточная половина Средиземноморья, где в течение периода этого времени успели поменяться полисная демократия Древней Греции времен независимости, эллинистические монархии, которые возникли после распада империи Александра Македонского, Рим республиканский и Рим императорский. В этот период языком античной философии являлся греческий, хотя безусловно важно постепенное оформление латыни как философского языка (Лукреций, Цицерон, Сенека). Помимо, для позднего периода, когда античная философия была с христианским вероучением, принципиальным отличием был ее “языческий” характер — согласно, христианские мыслители 2—6 вв. оказываются за рамками курса истории античной философии (см. Патрика).

    Условная дата зарождения античной философии — 585 до н. э., в то время, когда греческий ученый и мудрец Фалес из Милета предсказал солнечное затмение, условная заключительная дата — 529 н. э., когда эдиктом христианского императора Юстиниана была закрыта Платоновская Академия в Афинах—последняя философская школа античности. Условность этих дат состоит в том, что в первом случае Фалес является “родоначальником философии” (сначала так его назвал Аристотель в “Метафизике”) задолго до появления понятия “философия”, а во втором случае история античной философии считается законченной, хотя несколько выделяющихся ее представителей(Дамасский, Симпликий , Олимпиодор) продолжали научную работу. Тем не менее эти даты дозволяют обусловить то пространство, внутри которого вероятно схематичное изложение разнообразного и разнородного наследия, связываемого во взгляде “античная философия”.

    Источники изучения. 1. Корпус философских текстов античности, который сохранился в средневековых манускриптах на греческом языке. Лучше всего сохранились тексты Платона, Аристотеля и неоплатоников—философов, которые представляли наибольший интерес для христианской культуры. 2. Тексты, которые стали знаменитыми ученым лишь в Новое время благодаря археологическим раскопкам; самые важные находки—эпикурейская библиотека папирусных свитков из Геркуланума (см. Филодем из Годары}, каменная стелла с высеченным на ней эпикурейским текстом (см. Диоген из Эноанды), папирусы с “Афинской политией” Аристотеля, которые были найдены в Египте, безъименный комментарий 2 в. н. э. к платоновскому “Теэтету”, папирус из Дервени 5 в. с толкованием Гомера. 3. Античные тексты, которые остались лишь в переводе на языках: латынь, сирийский, арабский и еврейский. Особенно можно упомянуть античные историко-философские тексты, которые сразу являются и перво- и второисточниками по античной философии. Самые известные жанры античной историко-философской литературы: философские биографии, компендии мнений, в которых учения философов систематизировались тематически, и школьные “преемства”, которые совмещали начальные два метода в рамках строгой схемы “от учителя К ученику” (см. Доксографы). В целом от античности до нас дошла довольно маленькая часть текстов, и та выборка, которая сохранилась в силу исторических ситуаций, может быть признана репрезентативной с оговорками. Исследователям нередко приходится обращаться к методам реконструкции источников для воссоздания более полной картины философской мысли древности.

    Для удобства начального обозрения историю античной философии можно разделить на такие периоды: ранняя греческая философия; софисты и Сократ; Платон и Аристотель; эллинистическая философия; философские школы в эпоху Римской империи; неоплатонизм.

    РАННЯЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ИЛИ “ДОСОКРАТИКИ” (6—5 вв. до н. э.). Важнейшие философские центры: Иония (западное побережье Малой Азии), Сипилия. Южная Италия.

Бесплатный хостинг uCoz