Философия древнего мира.

Философские идеи в Древней Индии начинаются примерно во II тыс. до н. э. Более ранних примеров человечество не знает. Сейчас они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”, буквально означающим знание, ведение. “Веды” представляют собой своеобразные гимны, молитвы, песнопения, заклинания и т. п. Написаны они примерно во II тыс. до н. э. на санскрите. В “Ведах” впервые делается попытка приблизиться к философскому толкованию окружающей человека среды. Хотя в них содержится полусуеверное, полумифическое, полурелигиозное объяснение окружающего человека мира, тем не менее их рассматривают в качестве философских, а точнее предфилософских, дофилософских источников.

Упанишад

Философскими произведениями, отвечающими нашим представлениям о характере постановки проблем, да и форме изложения материала и их решения, есть “Упанишады”, что буквально значит сидеть у ног учителя и получать наставления. Они появились примерно в IX — VI вв. до н. э. и по форме представляли диалог мудреца со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником. Известно около сотни “Упанишад”. Религиозно-мифологическое толкование окружающей среды в более знаменитых “Упанишадах” перерастает в определенной мере в дифференцированное осмысление явлений мира. Таким образом, появляются идеи о бытии разных видов знаний, логики, риторики, грамматики, астрономии, науки чисел и военной науки. Появляются идеи и о философии как своеобразной области знаний. И хотя полностью избавиться от религиозно-мифологического толкования мира авторам “Упанишад” не удалось, можно считать их самыми ранними из известных философских произведений. В “Упанишадах”, в 1-ую очередь в упомянутых выше сочинениях, сделана попытка постановки и обсуждения таких существенных философских проблем, как выяснение первоосновы природы и человека, сущности человека, его места и роли в окружающей его среде, познавательных способностей, нормы поведения и роли в этом человеческой психики. Конечно, толкование и объяснение всех этих проблем очень разноречиво, а порой встречаются суждения, исключающие друг друга. Главнщая роль в объяснении первопричины и первоосновы явлений мира, т. е. среды обитания, отводится духовному началу, обозначающее понятием “брахман” или же “атман”. В большинстве текстов “Упанишад” “брахман” и “атман” трактуются как духовный абсолют, бестелесная первопричина природы и человека. Красной нитью через все “Упанишады” проходит идея о тождестве духовной сущности субъекта (человека) и объекта (природы), что нашло свое отражение в знаменитом изречении: “Ты есть то”, или “Ты — одно с тем”. “Упанишады” и изложенные в них идеи не содержат логически последовательной и целостной концепции. При общем преобладании объяснения мира как духовного и бестелесного в них есть и другие суждения и идеи и, в частности, делаются попытки натурфилософского объяснения первопричины и первоосновы явления мира и сущности человека. Так, в некоторых текстах проявляется стремление показать внешний и внутренний мир состоящим из 4 или даже 5 вещественных элементов.

Познание и приобретенное знание подразделяются в “Упанишадах” на 2 уровня: низшее и высшее. На низшем уровне можно познавать только окружающую действительность. Это знание не может быть истинным, так как оно по своему содержанию будет отрывочным, неполным. Познание истины, т. е. духовного абсолюта, возможно только через высший уровень знания, которое приобретается человеком посредством мистической интуиции, последняя же, формируется в значительной степени благодаря упражнениям йоги. Одна из важных проблем в “Упанишадах” — исследование сущности человека, его психики, душевных волнений и форм поведения. В этой области древнеиндийские мудрецы добились успехов, непревзойденных в других мировых центрах философии. Уделяя большое внимание этическим проблемам, авторы “Упанишад” почти призывают к пассивно-созерцательному поведению и отношению к окружающему миру, считая высшим блаженством для человека полное отстранение от всех мирских забот. К высшему блаженству они относят не чувственные удовольствия, а благостное, спокойное состояние души. Именно в “Упанишадах” впервые ставится проблема переселения душ (самсара) и оценка прошлых действий (карма), что после получило развитие в религиозных вероучениях. Конечно, эту проблему нельзя оценивать однозначно, к примеру, лишь в религиозно-богословском ракурсе. Здесь делается также попытка при помощи нравственных принципов (дхармы) скорректировать поведение человека на каждой стадии его существования. Роль “Упанишад” в истории всей индийской философии велика. Они становятся фундаментом для всех последующих философских течений, появившихся в Индии, так как в них ставились или разрабатывались идеи, которые длительное время “питали” философскую мысль в Индии. Можно сказать, что в истории Индии, а в известной мере и некоторых ближайших странах Среднего и Дальнего Востока, “Упанишады” были тем же, чем для Европы философия Древней Греции.

Значительный вклад в развитие философии в Древней Индии был внесен буддизмом. Основатель буддизма Сиддхартха Гуатама, или Будда (ок. 583 — 483 гг. до н. э.). Имя Сиддхартха означает “достигший цели”, Гаутама — родовое имя. Поиски пути, ведущего к преодолению страданий, переживаемых людьми, стали основной движущей силой жизнедеятельности Гаутамы. Он отрекается от трона и семьи и становится странствующим аскетом. Сперва он обратился к йогической медитации, представляющей собой реализацию стремления обрести божественное начало человеческой личностью через дисциплину тела и ума. Но этот метод приближения к богу не удовлетворил его. Далее он прошел путь строгой аскезы. Аскеза Гаутамы была такой суровой, что он был близок к смерти. Но и этот путь не привел его к цели. Наконец он сел под деревом, обратившись лицом к востоку и решил не покидать это место до тех пор, пока не получит просветления. В ночь полнолуния Гаутама преодолел 4 ступени медитивного транса, точно осознавал происходящее и в последнюю стражу ночи обрел просветление и стал Буддой, т. е. “Просветленным”.

Бесплатный хостинг uCoz